Дорогами Закавказья. Армения.

Недавно в сети появилась новость, что въезд в Армению теперь возможен по внутренним российским паспортам. То есть, помимо безвизового посещения, теперь ещё и загранпаспорт не нужен. Этот факт может сделать эту страну ещё более интересным объектом для путешествий. Особенно для тех, кто ранее опасался появления штампа Армении в своём загранпаспорте, так как могли быть проблемы при последующем посещении Азербайджана или Турции.

И раз уж пошла такая пьянка я решил разместить здесь свой рассказ о посещении этой страны в 2015 году. Думаю за прошедшее время там мало что изменилось. Страна не особо богатая, не избалованная вниманием руссо туристо, и потому сохранившая часть своего исторического и национального колорита.

На выбор направления, повлияло несколько факторов. Я задумался: куда относительно недалеко от московского региона можно поехать чтобы вышло не дорого, были горы, хорошая местная кухня, исторические достопримечательности, радушие местного населения. И выбор пал на Армению. Её ещё называют «страной монастырей». И это действительно так!

Это православная страна в Закавказье, первой в мировой истории принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 году (IVв). Вы только вдумайтесь, на шесть веков раньше Киевской Руси!

Это некогда великое государство Великая Армения, занимавшее территорию от Куры до Иордана, и от Средиземного моря, до Каспийского. То есть занимала часть территории современных государств Турции и Ирана.
Исторические подробности принятия Христианства довольно интересны. Приведу здесь кратенькую выжимку из Вики, чтобы читатель был в теме, Who is Who:

«Первостепенную роль в этом величайшем для армян событии сыграли святой Григорий Просветитель, ставший первым католикосом государственной Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении святой Трдат III Великий (287—330), который до своего обращения был жесточайшим гонителем христианства.

Согласно сочинениям армянских историков V века, в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, при совершении царём обряда жертвоприношения в капище языческой богини Анаит, Григорий, один из сподвижников царя, как христианин отказывается принести жертву идолу. Тогда же открывается, что Григорий является сыном Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II. За эти «преступления» Григория заключают в Арташатскую темницу Хор Вирап, предназначенную для смертников. В тот же год царь издаёт два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором — предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства.
Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев Рипсимиянок. Согласно преданию, группа из 32-х девушек-христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток и нашла убежище неподалеку от столицы Армении Вагаршапата. Царь Трдат, очарованный красотой девы Рипсимии, пожелал взять её в жены, но встретил отчаянное сопротивление, за что приказал предать всех девушек мученической смерти. В сочинении армянского историка Мовсеса Хоренаци рассказывается, что одной из дев — Нунэ (то есть Святая Нина) — удалось бежать в Грузию, где она продолжила проповедовать христианство и была впоследствии прославлена как равноапостольная (Проповедь Святой Нины впоследствии привела ко Христу всю Грузию).
Казнь дев Рипсимиянок вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжёлому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли «свиной», поэтому некоторое время Трдата изображали со свиной головой. Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключённый в темницу Григорий. Григорий, проведя в каменной яме Хор Вирапа 13 лет, был освобождён из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Григорий своими молитвами исцелил царя, который, придя таким образом к вере, объявил христианство религией государства.
Царь Трдат вместе со всем двором и князьями принял крещение от Григория Просветителя и приложил все усилия для возрождения и распространения христианства в стране, причём так, чтобы язычество уже никогда не смогло вернуться. Трдат часто использовал силу, чтобы навязать эту новую веру населению, это приводило к вооружённым столкновениям с язычниками, так как многобожие было довольно распространено среди армян. Трдат провел остаток своей жизни, пытаясь ликвидировать все древние верования, таким образом были уничтожены бесчисленные статуи, храмы и письменные документы, связанные с язычеством. В результате мало что известно из местных источников по древней истории и культуре Армении.
Царь Трдат умер в 330 году нашей эры.»
Теперь немного технической информации:
При подготовке поездки пользовался информацией из интернета. В основном интересовали описания храмов и достопримечательностей. В процессе поисков столкнулся с распространённым мнением, что в Армении нет хорошего вина. Это не совсем так. В Ереване например, в магазинах очень много разного вина. Причём как дешёвого, так и очень дорогого. Коньяков тоже продают довольно дорого. Правда мне показалось, что цены не дешевле, чем у нас.

К поездке особо не готовился. Дорога в ту сторону мной достаточно изучена В Грузию на автомобиле. Гайд для путешественника самоучки.  Поменял сцепление в мотоцикле, купил новые боковые сумки. Вот в общем-то и всё.

Единственный нюанс выявился уже практически перед поездкой: российский погранпереход в Верхнем Ларсе перестал работать в круглосуточном режиме, из-за чего на единственном погранпереходе между Россией и Грузией возникли приличные очереди. К тому же, я привык делить нудный перегон на две части. Первый день, он трудный самый Москва — Ростов на Дону, и второй, Ростов на Дону — Степанцминда, чтобы ночевать уже на территории Грузии. Теперь же, я не успевал до закрытия погранперехода, и пришлось искать ночёвку во Владикавказе. Беглый обзор гостиниц в интернете поверг меня в уныние. Дорого, плохо, или без охраняемой стоянки. На помощь внезапно пришёл Авито. Выяснилось, что через его поиск можно найти сдаваемое жильё от частников практически в любом крупном городе. Подешевле гостиниц, но нужно договариваться заранее.

Также активно пользовались Каучсерфингом. В этом году поступило огромное количество приглашений переночевать. Приходилось выбирать к кому поехать. Столько интересных людей! В прошлом же году, вписывать нас никто не захотел. Такие вот странности.
Всё путешествие у нас вышло в 6000 километров. В принципе, не много, и не мало.
Потрачено на двоих за всю поездку 51 тыс. рублей (по докризисным ценам). По большей части это бензин, и гостиницы. Второе старались минимизировать за счёт палатки и каучсёрфинга. Выпивали умеренно.
Деньги сразу до поездки поменяли на доллары.
Из этой же суммы 4000 рублей потрачено на штраф в Армении.
Гринкард не делал.

Качество бензина хорошее. Ценник выше чем в России.

Общая схема маршрута: Москва — Ростов на Дону — Владикавказ — Тбилиси — Садахло — Ванадзор — Дилижан — Севан — Мартуни — Ехегнадзор — Горис — Ехегнадзор — Лусарат — Ереван — Гюмри — Ниноцминда — Ахалцихе — Батуми — Владикавказ — Ростов на Дону — Москва.

Планировал так же на пару дней заехать в Нагорный Карабах. Там есть чего посмотреть, даже если не лезть в закрытые и приграничные зоны. Для этого нужно зарегистрироваться в консульской службе непосредственно в самом Степанакерте, или в Ереване. Таможни между Арменией и НКР как таковой нет, поэтому въезд для граждан СНГ осуществляется без визы. Печати в загранпаспорт не ставят.
Оттуда же можно было выехать по интересной военной дороге через Зодский перевал. Но так как НКР изначально планировалась как опция, от неё в результате нехватки времени, было решено отказаться.

Продолжение следует..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *