Из Москвы в Грузию через Карпаты (2012 год). Часть VI. Шатили.

На календаре двадцать какой-то день поездки. Мы третий день в Грузии. Осваиваемся. Привыкаем. Хотя к хорошему быстро привыкаешь. Проснулись поздно и решили поехать в Шатили.

 

Это Хевсурский посёлок знаменитый своей архитектурой. Здесь издавна жили хевсуры — малочисленная этнографическая группа грузин. Коренное население южных склонов Кавказских гор в бассейне реки Арагви и Аргун. Жители этой местности сохраняли многие традиционные особенности жизни даже в советское время. А раньше так вообще жили обособленно от всех и лишь формально подчинялись столичной власти. Поэтому эта местность и культура этой народности представляет определённый интерес к посещению.

Лучше всего о хевсурах на мой взгляд написано в журнале «Искры Воскресенье» от 18 августа 1913 года:

«Хевсуры, маленькое умирающее кавказское племя (6,5 тысяч душ), живет в труднодоступных долинах верховий реки Арагвы. Несмотря на свою малочисленность, они представляют сложную этнографическую смесь и произошли, вероятно, от беглецов различных национальностей, искавших в этих высоких местах убежища и спасения во время междоусобиц. По языку хевсуры близки к грузинам, хотя их наречия не понимают настоящие грузины живущие в центре. Свойства их характера: гостеприимство, речистость, гордость и ничем не сдерживаемая вспыльчивость. Это приводит к постоянным кровавым столкновениям, с десятками убитых и раненых. Вследствие этого хевсуры всегда, даже на полевых работах вооружены с ног до головы. В религиозных отношениях хевсур — официально христиан — сохранилось много языческих, магометанских и даже еврейских черт. Они празднуют и магометанскую пятницу, и еврейскую субботу, и христианское воскресение. Для совершения обрядов у них существует целая иерархия жрецов, капища, жертвенные сосуды, кровавые жертвы и т. п. Занимаются хевсуры отчасти земледелием, но главным образом скотоводством и охотой. Охотники они замечательные.»

За завтраком мы сказали хозяйке нашего геста о том, что хотим сегодня туда поехать. Она нас начала отговаривать, потому что уже поздно ехать, надо было выезжать рано утром. Но мы всё же решили планы не менять. К тому же, ребята из Самары, с которыми мы хотели встретиться в Грузии, тоже в этот день поехали в Шатили.

Часов в одиннадцать выехали. Немного о движении в Тбилиси. Поначалу оно пугает. Все движутся хаотично, не соблюдают рядность, не включают поворотники, не замечают знаков «одностороннее движение». Но через некоторое время к нему привыкаешь. А через некоторое время вообще перестаёшь обращать на это внимание. За всё время, что мы провели в Грузии, в городах я не видел ни одной аварии, и не было сколько-либо опасных моментов. В Северной Осетии ехать было на порядок опаснее.

Мы выехали из Тбилиси и спустя некоторое время доехали до Жинвальского водохранилища. Вы его наверняка видели, если заезжали в Грузию по Военно-грузинской дороге.

Эти 50 километров от столицы проезжаются на чём угодно.  А вот перед Жинвали будет поворот направо, с указателями на Тианети и Шатили. До Шатили еще 100 километров, но каких! Путь займёт не меньше 3-4х часов. Незадолго до этого попалась последняя заправка в этом направлении. Ею была Лукаоил. Меня предупреждали, что бензин на ней не очень, но выбирать было не из чего. Дорога здесь была построена ещё в 30-х годах XX века. Ну т. е. вы поняли. ) Она очень неважного качества. Если сначала есть асфальтированные участки, то вскоре они заканчиваются, и начинается просто грунтовка. Но и это хорошо так как до этого времени здесь были только горные тропы!

За поворотом сразу будет поселок, в черте которого развилка — влево на Шатили, вправо на Тианети. Здесь начинается Пшавия, хотя это ни в чем не выражается. Трасса пойдет мимо водохранилища, потом по Арагвскому ущелью, и никаких поселков на трассе не будет. По Пшави надо проехать 40 километров. Хевсуретия начнется без предупреждения и вывесок. Через 5 километров будет крупное село Борисахо, за ним — Корша. Асфальт заканчивается примерно здесь. Через 3 километра трасса повернет направо по ущелью и там слева сверху будет Гудани. Еще через 5 километров справа будут видны несколько домиков — село Хахмати.

Рядом с дорогой протекают красивые горные речки.

 Проехать мимо них не остановившись просто невозможно. )

Вскоре начался серпантинный подъём на перевал Медвежий крест (2555м), но тут у Трансальпа случилось странное несварение желудка. То ли от высоты, то ли от некачественного бензина, он стал очень плохо ехать. При резком открытии газа он тут же глох. Звук выхлопа тоже изменился. Кажется я ехал вообще на одном цилиндре. Приходилось тащиться в гору чуть ли не на холостых, что очень мешало нормальной езде..

Но частые незапланированные остановки положительно повлияли на количество фотографий.

Фотографии в этом посте за авторством Анастасии Кортиковой.

 С трудом и передышками мы сумели всё-таки подняться на перевал. Там уже стояла машина и несколько людей возле неё. Они нам стали дружно махать, показывая жестами, чтобы мы присоединились к ним, но я решил не останавливаться, пока мотоцикл едет. )

Дорога и перевал не представляют сложности для исправного мотоцикла эндуро или машине с клиренсом хотя бы паркетника. Много опыта тоже не нужно. В этот день, кажется, я даже ни разу не упал. )

Когда спуск кончится, слева будет видна башня Лебаискари, до Шатили еще 15 километров.  Подобные башни были распространены во многих горных районах не только Грузии, но и Северной Осетии к примеру.

Уже ближе к Шатили нас обогнало такси. )) Бедная машина, успел подумать я. И вот мы доехали. Место очень необычное. Интересные каменные дома — крепости. Местность вокруг тоже очень красивая.

Из-за очередного поворота, «внезапно» показалось село Шатили. Монументальная такая грузинская деревня.

Здесь же наконец-то встретились с Сергеем и Таней из Самары. Они ездили на Yamaha XTZ660 Tenere. Интересный одноцилиндровый мотоцикл. Правда по сиденью сильно выше Трансальпа. По моим, и не только моим наблюдениям, он больше чем Трансальп заточен под бездорожье. На трассе же они примерно одинаковы.

Ребята уехали смотреть Муцо, а мы продолжили осмотр крепости. Немного про Муцо — это заброшенное село в 12-ти километрах от Шатили. Оно тоже представляет из себя крепостные сооружения, только в более ветхом состоянии.  Туристы туда обычно не доезжают. Если вдруг спланируете посетить Шатили, обязательно захватите ещё и Муцо.

Продолжаем осмотр:

 Все эти узкие ходы между строениями и многочисленные лестницы напоминают трёхмерный лабиринт.

Окружающая местность.

После я решил посмотреть свечи. Они оказались чёрные как смоль. Поставил двеновые, из тех что взял с собой. Ещё две поменять не удалось, т. к. подлезть к ним не разбирая пол мотоцикла почти невозможно.

Вечерело. Вернулись самарские ребята с впечатлениями от развалин города-крепости Муцо. Надо было собираться в обратную дорогу. Эх, так мало всего успели посмотреть!

На обратном пути мотоцикл поехал резвее. Но к перевалу опять стух. На перевале мы немного пофоткались, но нужно было спешить. Близился закат. Очень не хотелось ехать по серпантину в темноте. Сумерки нас всё же догнали, и пол пути пришлось ехать в темноте.

На перевале.

Приехали в Тбилиси поздно ночью.  Конечно, чтобы посетить Шатили, надо было выезжать гораздо раньше. Потому что, только за рулём мотоцикла в этот день я провёл девять часов. И не хватило времени посмотреть Муцо. А так, ехать в эти края стоит обязательно. А ещё лучше, ехать сюда с ночёвкой. Это же как раз и есть та самая, самобытная Грузия.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *