Из Москвы в Грузию через Карпаты (2012 год). Часть VIII. Уплисцихе. Ушгули.

Потерпите дорогие читатели, осталось не долго. Очень сложно уместить описание путешествия длинною более месяца в несколько рассказов.

Заканчивался август. Через день, школьники должны были пойти в школу, и открыть для себя что-то новое. Вот и нам, как тем школьникам, надоело есть хачапури с хинкалями в Тбилиси, и захотелось новых впечатлений. Мы поехали в сторону города Гори. Этот город известен многим тем, что в нём родился Иосиф Сталин. Нас же интересовала другая история, и мы сначала поехали в Атенский Сион (Координаты: 41°54’14″N 44°5’45″E). Это храм VII века в селе Атени. Внутри сохранились фрески примерно 1080 года. Это всё что осталось от некогда большого города Атени, который включал в себя несколько замков и множество монастырей.

Небольшой храм расположен среди деревень, и сначала мы его даже проехали. В целом, достопримечательность на любителя архитектуры и истории, внешне место не очень примечательно.

В деревнях дорога проходит через такие симпатичные навесные виноградники.

Дети рады бесплатному шоу.

Такой вот скромный храм VII века.

А затем мы поехали в пещерный город Уплисцихе (41°58’2″N 44°12’27″E). Это многим известный пещерный город километрах в десяти к востоку от города Гори.

Сначала ехали по трассе по трассе Е60, идущей в сторону Гори, но возле города свернули на просёлочные дороги, потому что Сергей на своём навигаторе увидел очередную «короткую дорогу». ))

Базар, памятник, и крепость.

Сначала ездили по каким-то посёлкам, потом проехали по грунтововой дороге сквозь кладбище, и вышли на равнины. Вокруг красота неописуемая, под колёсами шикарная грунтовка, правда эндуризм с каждым километром всё более крепчал.

Преодолев стаю весёлых кавказских овчарок, мы въехали в руины какого-то посёлка и подъехали к высохшему руслу ручья, на котором я в очередной раз упал. И не только я.

Поправляем багаж после стремительного бегства от собак. )

Коварное место, где мы оба упали.

Падая в очередной раз с мотоцикла, мне представилось, что я сделал очень красивое сальто, но видео говорит об обратном. Надо поработать над этим, чтобы падения выглядели более эффектно.))

Видео

Развалины города, который возник здесь примерно в X веке и просуществовал до 1968 года, когда по настоянию археологов, местных жителей переселили в окрестные сёла.

После форсирования ручья выяснилось, что дорога здесь заканчивается в слиянии двух рек. А Уплисцихе находится аккурат на другой стороне. Так что дальше на мотоцикле ехать было некуда, мы спешились, и пошли осматривать пещерный город.

Вкратце об Уплисцихе: «Это древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Он высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.» Ваша Википедия. )

В до-христианский период грузинской истории город имел статус культового. Это было именно священное, храмовое место. Главным был храм Солнца на самой высокой точке города, вокруг было множество других. После провозглашения христианства государственной религией Грузии в 337 году между первыми христианами и языческими жрецами и жителями города возникло противостояние. Жители были подвергнуты гонениям, многие здания, в том числе и храм солнца были разрушены, или переделаны в христианские святыни.

В Википедии подробная статья про город, почитайте, место интересное.

Оттуда мы приехали.

Храм Маквлиани — самый крупный (общей площадью около 300 кв. м) из сохранившихся храмов эллинистического периода (323-30 г до н.э.).

Кстати, проехав таким хитрым путём, мы избежали покупки входных билетов. Профит! Хоть и не специально.

Город понравился. Туристы есть, но не сказать, что их очень много. Посмотреть там есть чего, но после дороги туда, я видимо уже устал впечатляться. Справедливости ради нужно сказать, что туда есть и нормальная дорога. )

Квеври — сосуды для приготовления вина

Из-за этих речек нам пришлось возвращаться, и преодолеть опять все те тернии бездорожья, о которых я уже упоминал. Сделали мы тем самым неплохой такой круг, пока снова выскочили на трассу.

Обратная дорога.

Доехали до Ткибули, и стали искать место ночёвки. Сначала хотели заночевать прямо на деревенском футбольном поле, но потом проехали чуть дальше, и заночевали на каком-то холме. В ночи разожгли костерок, и занимались «художественной фотографией» — пытались сделать красивые ночные фотки, и по разному подсвечивали палатки фонариками. Ну и винцо конечно попивали. За этими забавами, и вечер прошёл быстро.

А на следующий день рванули в Сванетию. Только до этого познакомились с местными детьми, которые конечно же прознали, что недалеко на холме ночуют какие-то инопланетяне, и утром пришли установить контакт. ) Контакт удался, несмотря на то, что мы не понимали друг-друга. Таня догадалась общаться с ними через рисунок. Очень вскоре земляне и инопланетяне подружились, и стали просить прокатить их до деревни на этих чудо лисопедах, но мы договорились, что это произойдёт в следующий раз, когда они немного подрастут. ))

Утро было загадочно-туманным. Самая погода для высадки инопланетян.

В этот день мы много ехали. Дорога шла то вверх, то снова вниз. Погода была с утра пасмурной, с туманом и низкой облачностью, но дождя не было.

Большая бутылка Хванчкары в каком-то городе.

«Скромный» завтрак туриста.

Качество дорожного покрытия менялось от плохого асфальта, до нормальных грунтовок.

Дорога идёт вдоль крутого обрыва.

Коровы гуляют где хотят.

и козлы тоже.

Ну а потом Серёга в очередной раз сверился со своим походным навигатором, и сказал, что знает очень классную дорогу. Я было попытался робко намекнуть на асфальт до Местии, но это не произвело какого-либо эффекта. Поэтому мы взяли курс по грунтовой дороге в сторону общины Ушгули. Поначалу всё было не плохо. Горная грунтовка хорошего качества иногда сменялась асфальтом плохого качества, но всё было легко проезжабельно.

Магазин. В провинции люди живут не богато.

Родник с очень вкусной природной минеральной и даже слегка газированной водой.

Дорога от родника.

Что меня удивило, так это то, что вода на следующий день приобрела оттенок цвета лужи после дождя. Вкус её не изменился, но пить уже не хотелось. А ведь местные набирали её, очень помногу, значит это нормально?

Где-то на середине пути мы встретили несколько поляков на Honda Afrika Twin (в простонародье Африка). Они нас обрадовали, что спустились от Ушгули где-то за два часа. Значит мы часа через три будем уже там. Но реальность оказалась суровее. )

«Ничто не предвещало», как говорится ))

И вдруг ливанул дождь, который через некоторое время перерос в тропический ливень с градом, а горная грунтовка превратилась в хорошую речку. Я упал наверное раз пять, постоянно цеплялся днищем мотоцикла о крупные валуны, и каждый раз думал, что этот раз будет для мотоцикла последним, и что теперь у меня дырка в картере, и масло стремительно вытекает. Настя периодически шла пешком, и ей тоже было очень тяжело.

На видео Сергей проезжает за меня сложный участок.

Видео

В очередной раз, пытаясь с Настей поднять тяжеленный гружёный Трансальп, стоя по колено в текущей воде, я поймал себя себя на мысли, что если он сейчас сломается, или силы покинут меня окончательно, то наверное придётся оставить его здесь. К тому же, опять начались проблемы с тягой, что очень огорчало. Серёга с Таней же ехали довольно уверенно, и я им наверное немного досаждал своей медлительностью и падениями, но они ничего не сказали.) Как обычно, в тот момент было не до съёмок, поэтому эти фото были сделаны уже после того, как основная «жопа» закончилась.

Но зато красиво!

В этом неравном бою со стихией мотоцикл лишился правого лопуха защиты рычага переднего тормоза, погнулся сам тормозной рычаг, сломалось крепление боковой сумки, треснула штатная защита картера. Я не представляю, что было бы при этом с пластиковыми кофрами, мягкие сумки форева!

Но всё-таки нам удалось всё это преодолеть, и мы оказались в легендарной Сванетии со стороны общины Ушгули. На подъём нам понадобилось вдвое больше времени, чем полякам на спуск. Ушгули — это самая дальняя от цивилизации часть Сванетии. Обычно, туристы приезжают в Местию по асфальтированному серпантину, а уже оттуда заказывают джип тур в Ушгули, Мы же наоборот, сразу попали в самую нетронутую цивилизацией часть этой горной области Грузии.

Здесь, на высоте более двух тысяч метров, было довольно прохладно, к тому же в сапогах и кофрах плескалась вода, поэтому речи о ночёвке в палатке не шло. Надо было искать жильё у местных. По дороге нам встретился молодой джигит на чёрном как смоль коне, который вызвался проводить нас к нужным людям. Он сначала втопил на нём довольно быстро, но увидев, что стальные кони чувствую себя немного непривычно среди луж и ям, немного сбавил скорость.
  Цены в Сванетии нас не порадовали. Они оказались даже больше, чем в столице. Мы сняли небольшую комнату в частном доме кажется за тридцать лари с человека, и это было дёшево. В остальных местах дороже. К тому же, на следующий день, хозяин попросил накинуть ещё двадцатку, а у Насти местные ребятишки заиграли складной нож. В общем, местные нас немного разочаровали.

Мы так замёрзли, устали, и промокли, что даже ужинать уже не хотелось, поэтому наскоро попив чаю, укутались в одеяла, и уснули. Ну а подробнее про Сванетию я расскажу в следующий раз, и наверное, этот рассказ будет уже заключительным. Расположенная на высоте альпийской зоны, эта местность очень живописна. Вдали белыми великанами стоят заснеженные вершины, а в посёлках возвышаются знаменитые сванские башни. Красота, одним словом.