Из Москвы в Грузию через Карпаты (2012 год). Часть IX. Заключительная.

В прошлом своём повествовании я остановился на том, что мы приехали в горный регион Сванетия не по совсем типичной дороге. Промокли, замёрзли, и вообще было ни до чего. Заселились у местных. Утро раскрыло для нас всю красоту места, в которое мы приехали вечером.

«Это же деревня», воскликнули мы! И были почти правы. Но не совсем. Ушгули — это самая высокогорная постоянно обитаемая община в Европе. Расположена она в горном районе Сванетия. Совсем недалеко от высочайшей горной вершины Грузии — Шхары (5193м) и истока Ингури.

Община Ушгули состоит из четырех сёл – Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели. Из Жибиани, в которое мы приехали открываются замечательные виды во все стороны.

В том числе на Безенгийскую стену — уникального 13-ти километрового горного массива Главного кавказского хребта.

Церковь Ламария ( Девы Марии) на высоте 2300 метров.

В самом посёлке.

Из-за хорошо сохранившейся средневековой архитектуры Ушгули включена в список всемирного наследия Юнеско. Самые старые здания здесь датируются IX-X веком, однако какие-то поселения здесь существовали и раньше. Из-за своего географического положения эта часть Грузии жила обособленно от других территорий. До начала XX века здесь ещё сохранялся средневековый уклад жизни, были сильны народные традиции и обычаи.

И ещё котиков свинок вам в ленту. Их тут много. По количеству с ними здесь конкурируют только огромные кавказские овчарки.

Вы только всмотритесь в эти необъятные высоты. Между дорогой и горой разница в высоту в три километра!

Интересно было бы здесь побыть хотя бы пару дней, но отпуск подходит к завершению, а мы ещё не видели моря. Поэтому мы не без сожаления покидаем эти места.

По пути снова встретили мотоциклистов на Африках. Дорога дальше была непростая, но всё же она была лучше вчерашней, а ближе к Местии стала почти ровной. Только немного грязная.

Энерговооружённость наших попутчиков. Вот все эти гаджеты и привели нас сюда.

По пути много других селений с башнями.

К сожалению, в самой Местии времени смотреть что либо не было, только заправились, и поехали дальше. Сразу после города, начинается великолепный асфальтированный серпантин.

Заехали в какую-то кафешку отведать сванский кубдари, он оказался очень не вкусным, и острым. Склоняюсь к тому, что нам просто сильно «повезло» с заведением.
В этот день опять много ехали, так что рассказывать особо нечего. Деревни сменялись деревнями, коровы как обычно паслись на дороге, и являлись природным ограничителем скорости, а работа полиции как и в других странах была «опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна».

Так и доехали до городка Кобулети, что совсем недалеко от Батуми. Решили здесь переночевать «дикарями» и принялись штурмовать прибрежную полосу пляжа. Для меня это был первый опыт езды по такой поверхности, руль мотало из стороны в сторону, приходилось всё время давать газу, но было весело. Чем-то похоже на управление катером. )

Правда сначала мотоцикл как обычно «прилёг» отдохнуть.

А потом я закопался и пришлось мотоцикл выдёргивать совместными силами.

Итог покатушек по пляжу: Сергей в очередной раз проколол колесо, а у меня что-то случилось с мотоциклом. Периодически из его задней части доносились неприятные скрипы. Как выяснилось, в задний тормозной суппорт набились камни и заклинили его. Правда это не помешало нам сгонять в таком виде в ближайший посёлок за вином.

Вечером же, на пляж приехали люди на машине, и встали конечно же недалеко от нас. Нам пришлось до поздней ночи слушать пьяные крики под музыку российской эстрады. Вот он, недостаток от близости цивилизации.

На утро следующего дня все занялись своими делами: девушки лагерем, а мы, ремонтом мотоциклов. Серёга уже ловкими отработанными движениями снял и разбортировал заднее колесо, а мне пришлось снимать, и прочищать задний тормозной суппорт.

После такого шумного вечера, мы решили куда-нибудь заселиться, и поехали в Кобулети. По пути встретили белорусских мотоциклистов на довольно редких мотоциклах.

Априлия и Каджива. Интересный выбор мотоцикла для путешествий.

Ребята тоже остановились в Кобулети. Мы нашли неплохое местечко, и совсем не дорого. Впрочем, там сдаётся очень много жилья, выбор большой

Наш дворец в стиле Барокко )

Через город проходит велодорожка.

Покидали вещи, и налегке поехали смотреть Батуми. Погода нас не радовала. Солнца не было, периодически накрапывал мелкий дождик.

Батуми город интересный. После того как Грузия лишилась своего прежнего города-курорта Сухума, власти решили сделать его из Батуми. Здесь были объявлены лояльные без налоговые программы для застройщиков, и появилось много новых необычных зданий. К сожалению, в целом, программа провалилась. Обещанного наплыва туристов не произошло, и некоторые стройки были заморожены. Но всё равно, вся городская набережная представляет из себя много интересного. Здесь и велодорожка с велосипедами на прокат, разные интересные здания, классные архитектурные и ландшафтные идеи. А рядом старая набережная, с остатками советской архитектуры.

Велосипеды можно взять на прокат, но для этого нужно иметь специальную карту, через которую происходит списание денег через электронный автомат. После этого велосипед разблокируется, а также выпадает специальный ключ, и всё, можно ехать. Велосипеды кстати с карданным приводом.

Колесо обозрения в тот день не обозревало…

Тук-тук?

Котика никто не гладит ((.

Залезли на эту башню. )

Вдоль набережной идёт велодорожка и прогулочная набережная.

Правда смотрится всё это слегка аляповато. Застройка происходит по принципу «кто во что горазд».

Этот мужчина мне напомнил персонажа из игры Марио.

В 2012-м году была какая-то мода на подобные штуки. Мы их встречали по всей Грузии.

Скамейки из огромной «гальки».

Где все люди?! Серёга пошёл купаться.

Домик в японском стиле на фоне «большого фужера».

В центре очень много кафе и ресторанов на любой вкус, есть полностью турецкий квартал, где живут преимущественно турки, со своими специфическими кафешками и мечетями. Мы сначала немного растерялись, при виде всего этого. Кстати, поели мы просто отлично на 1000 руб на четверых. В целом же, город очень неоднороден. Туристический шик и блеск центральной части города и набережной, разительно отличаются от обычных городских кварталов.

Очередной пример. Фейсбук кафе соседствует с какими-то развалинами.

Гуляли до самого вечера. Перед отъездом из города очень хотели найти компакт диски с какой-нибудь хорошей грузинской музыкой. Но к сожалению такая не нашлась. Весь наш улов составили несколько дисков с ансамблями народной грузинской музыки, и один диск как нам сказал продавец «с самым сладким голосом Грузии», и ничего из современного творчества каких-либо продвинутых грузинских исполнителей.

Вернулись в Кобулети, отведали вина, душ, и спать. Причём после того как я сходил в душ, выбило пробки, но никто не обратил на это внимания. )

И вот, на следующий день — день нашего отъезда, конечно же выглянуло солнце. Пошли, точнее поехали коллективно купаться, потом позавтракали в замечательном кафе на берегу. Там играла просто очаровательная музыка, что нас и привлекло.

Мотоцикл — универсальная вещь!

Поели, и двинули на город Боржоми. Я надеялся в этот день доехать хотя бы до Тбилиси, так как времени уже оставалось мало. Всего четыре дня, для того чтобы вернуться в Московию. Но опять реальность внесла свои коррективы. Мы поехали опять не самой быстрой дорогой, и сначала много петляли в поисках правильного пути. Кстати, быстрой дороги в сторону Боржоми и нет. Если только ехать через Кутаиси. Мы же от Батуми поехали на восток, в сторону Ахалцихе по так называемой Трансаджарской трассе. Нет, я конечно не хочу сказать, что мне не понравилось, просто я планировал в этот день быть уже ближе к границе. )
   Дорога там оказалась эндурная: плохой асфальт, грейдер. Маленькие деревушки на пути, заправок кстати почти нет. Так что стоит об этом задуматься. Но зато красиво. Горы, грунтовка серпантином вьётся через лес и маленькие деревушки.
Дома, где на нижнем этаже держат скот я так понимаю.
Где-то в середине пути стали догонять иностранцев на мотоциклах. Нам стало интересно обогнать их всех. Серёга так увлёкся этой идеей, что умчал далеко вперёд, я совсем не поспевал за ним. Догнал я его уже в компании с Ирландцем на BMW 88 года. Мы обогнали их всех, потом я догнал микроавтобус, героически на серпантине его обогнал, и тут же навернулся в жидкую грязь. Благородные местные пожилые доны высыпали из автобуса, и помогли мне поднять мотоцикл.
Тот самый ирландец.
Оп, оп, оппозит!
Да, да! Мы сделали пожилых европейцев на древних мотиках! ))
Починяю зеркало после падения. На заднем плане тот самый микроавтобус.
В Боржоми были уже вечером. Проехали за 5 часов 260 км. На осмотр времени уже не оставалось, поэтому мы ограничились только тем, что нашли источник этой легендарной минеральной воды. После чего выехав из города, и проехав чуть назад откуда приехали, нашли неплохой постоялый двор. Где нас приютили за 50 лари (1 лари 20 руб) с четверых, и хорошо накормили.
04.09 Встали рано утром, и простившись с ребятами, с которыми уже хорошо подружились, поехали в сторону Тбилиси. У Сергея с Таней ещё было время в запасе, и они ещё несколько дней провели в Грузии.
В Тбилиси у нас оставалось несколько неоконченных дел: поесть, отправить открытки, закупиться вином и сувенирами. Ели снова в нашем любимом заведении при въезде в город. Снова очень вкусно, дёшево и душевно. Незнакомые грузины угостили нас большим хачапури с сыром. Объелись очень сильно. Потом поехали на почту. Отправить открытку в бывший СССР стоит 3 лари. Я отправил штук 6, и все дошли. Купили три бутылки вина «Бадагони», и две маленькие бутылки грузинского пятизвёздочного коньяка. Кстати, сначала я его увидел в лавке с сувенирами, но решил повременить с покупкой. Как выяснилось, в продуктовом магазине он стоит в несколько раз дешевле. И ещё одна заметка: в Грузии мы коньяк не пили. Дома же, я его попробовал. Он оказался великолепным. Так что, дерзайте! В этот день успели доехать только до Казбеги (Степенцминда), где и заночевали в частном секторе за 15 лари с человека.
05.09 Оставалось всего два дня, чтобы преодолеть 1800 км. Заложенный резервный день, я уже потратил по пути в Боржоми. На границе обнаружилась огромная очередь. Пришлось её быстренько объехать. Там же поменяли оставшиеся лари на рубли. Грузинские таможенники очень дружелюбны. Мы очень беспокоились насчёт вина, на форуме писали, что провозить вообще ни грамма не получается, поэтому всё вино, шоколад, чай, и прочие продукты, спрятали очень основательно (в 2012-м году действовал запрет на вывоз сельхозпродукции из Грузии. Позднее его отменили).  Грузины вообще проверять ничего не стали, на нашей границе, пограничники, которые явно были в курсе, что все что-то пытаются провезти, попросили открыть одну любую сумку на наш выбор. )
Ну а после мы долго и нудно ехали десять часов до Ростова. Дороги нормальные, но часто сужались до одной полосы в каждую сторону, и очень много грузовиков, которые как специально едут не больше 60-ти. В этот день меня могли бы лишить прав несколько раз. Возможно, если бы я был на машине, то таки бы лишили. Но мот им останавливать было лень. Даже тогда, когда я обогнал через сплошную прямо перед стоящей машиной ДПС.
В Ростове на Дону поразило огромное количество машин, и пробки. Заночевали опять через сайт CS, у девушки Виолетты. Мотоцикл в этот раз ночевал во дворе. Первый раз за всю поездку, я оставил его без какого-либо присмотра. Но ехать искать стоянку сил уже не было. Только вещи все на ночь с него поснимали.
06.09 Последний день отпуска, 34-й по счёту. Выехали в восемь утра, и сразу же встряли в пробку, не меньше чем в Москве. Нам как нарочно, надо было пересечь весь город через центр. Где-то возле Липецка был обнаружен платный участок (ха-ха смешно теперь перечитывать, когда почти до Ростова вся трасса стала платной). Очень отвратно поели в какой-то забегаловке. Особенно, контраст с едой чувствовался после Грузии. Очень много было ремонтов дорог, ехать было очень тяжело. Часто еле плелись, или лезли через пробки на трассе. Проехали в этот день 1100 км, что для меня было абсолютным рекордом суточного прохвата. Не доезжая Тулы, начался мерзкий дождь, который перерос в ливень. Было очень холодно, темнело. Москва нас как всегда встречала как родных. )) Въехали в Москву примерно в 22. Дождь, холодно, темно, мокро. В довесок ко всему, чуть не въехал в подставленную специально для меня бочину белоснежной ауди. Она выезжала из дворов, передо мной же была зебра и лежачий полицейский. Водила подумал, что успеет проскочить, пока я буду переезжать препятствие, но не учёл, что перед лежачим полицейским, мотоциклисты на эндуро газу наоборот поддают. В итоге, еле успел оттормозиться. Меня немного занесло на мокрой зебре, но мотоцикл удалось удержать. Вот было бы весело, проехав 10 тыс. км, разложится уже недалеко от дома. Водитель остановился, и открыл дверь, показывая, что готов к диалогу, и сожалеет, но я так устал, что только показал жестом, что он был не прав, и поехал дальше.
Итоги поездки подводить не буду. Скажу только, что это было моё первое путешествие на мотоцикле, и оно мне определённо понравилось. А на следующий день по пути с работы у меня порвался тросик сцепления, а запасного конечно же не было. Но это уже другая история. )

Ссылки на все части данного рассказа:

Часть I.

Часть II.

Часть III.

Часть IV.

Часть V.

Часть VI.

Часть VII.

Часть VIII.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *